Публикации

« Дневник благости (кар… | Главная |


Уважаемые посетители сайта, если Вы заметили ошибку в тексте или опечатку, просто выделите этот фрагмент мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Сазонов Д.О.
Гуны материального мира. Энергии которые нами управляют

Где бы мы ни были и что бы ни делали – мы совершаем действие.
Год за годом мы едим одну и ту же пищу, пьем те же напитки, регулярно делаем одни и те же дела, общаемся с теми же людьми, придерживаемся определенного режима дня, тем-самым приучаемся к определенному типу мышления, восприятия и поведения, когда определенный стимул вызывает предсказуемую реакцию.

Общаясь с людьми и взаимодействуя с миром, мы обязательно сталкиваемся со свойствами предметов и качествами людей, которые либо непосредственно, либо косвенно влияют на нас.

Эти свойства могут вызывать в нас определенные чувства и эмоции, благодаря которым мы радуемся, грустим или злимся, благодаря которым с детства формируется характер, которые определяют нашу дальнейшую жизнь.

Так, под влиянием негативного окружения человек может погубить себя, а под влиянием людей, стремящихся к духовному росту, человек возвышается, сам становится более духовным, дольше живет и испытывает в жизни больше счастья.

Мы сами, по большей части, неосознанно, из-за отсутствия знаний и понимания законов мира, определяем качество своей жизни и количество страданий, которые приходится испытать. поскольку жизнь человека протекает в той среде, в которой он имеет свою внутреннюю концепцию счастья. Иными словами, мы притягиваем к себе людей, обладающих теми же качествами характера, что и у нас самих. И, если мы что-то хотим для себя, то постоянно будем встречать людей, которые хотят того же самого от нас.


Привычки, еда, вещи, стереотипы, навязанные телевизором, влюбленность и привязанность к другим людям и предметам, а также удовольствия, подобно веревкам, связывают наш ум,  определяют образ жизни,мышление обусловливают деятельность человека, направляя жизнь в сторону невежества, страсти или благости.

«Обуславливание» означает, что мы приучаемся к определенному типу мышления, восприятия и поведения; когда определенный стимул как в опытах Павлова, вызывает предсказуемую реакцию. Это значит, мы не так свободны, как нам кажется! Взаимодействие с материей влияет на нас таким образом, что большинство поступков становятся привычными, автоматическими – даже, если мы думаем, что действуем по собственной воле.

Эта всепроникающая обуславливающая сила настолько велика, что всё, что мы видим, слышим и о чем думаем, пронизано тем или иным качеством материальной природы, называемом на санскрите «Гуной».

ГуныГуны – это субстанции, из которых состоит абсолютно все мироздание и, кроме гун, в материальном мире больше ничего нет.

Гуны – это то, что сейчас называют вибрациями, и то, что называют энергетикой.

И если говорят, что у человека или места тяжелая энергетика, то это означает, что этот человек или место находится под влиянием негативной гуны.

Если утверждают, что у кого-то высокие вибрации, то, вероятнее всего, этот человек находится в благостной гуне.

Всего существуют три основных гуны: невежество (Тамас), страсть (Раджас) и благость (Саттва).

Когда живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, качества этих трех гун обусловливают его. Таким образом, все живущие в материальной природе существа  можно разделить на три категории.
•    счастливые  – находятся под преимущественным влиянием гуны благости
•    деятельные – находятся под влиянием гуны страсти    
•    злобные  - находятся под влиянием гуны  невежества

Невежество, страсть, благость


Каждая из категорий занимает свою нишу и плавно переходит из одной в другую, подобно краскам, смешиваясь между собой в разных пропорциях и, тем самым, создавая различные оттенки.
Образование цветов из синего красного и зеленого

Именно смеси этих трех психологических состояний определяют положение живого существа в царстве материальной природы.

Не смотря на то, что любое живое существо, будучи духовным, не имеет ничего общего с материальной природой, но в своем воплощении оно неотвратимо попадает под влияние материальных энергий, подобно хамелеону, принимая окраску и свойства окружения, в котором он находится. Сами гуны не видны, но зато видны последствия их влияния на сознание человека.

С практической точки зрения гуны обуславливают нас следующим образом….

Сосредоточившись на чем-то или ком-то, мы видим только внешнюю форму объекта, не замечая трёх гун, из которых он состоит. И, подобно рыбе, которая заглатывает крючок, привлечённая червяком, пытаясь наслаждаться объектом мы связываемся сочетанием гун, из которых он состоит.

Вначале энергия гун опускает сознание до уровня оценки предмета. Далее, три гуны, стоящие за ним, проникают в сознание человека и связывают его. Так человек привязывается к объекту. Затем энергия затуманивает сознание и заставляет чувствовать себя вполне довольным тем обусловленным положением, в котором оказался человек.

Взаимодействие с материей влияет на человека таким образом, что большинство его поступков  становятся привычными, автоматическими, реактивными – даже если он думает, что действует по собственной воле.

Кроме того гуны влияют на поведение человека в соответствии с тем, как он взаимодействовал с ними раньше, в течение многих предыдущих жизней. Эту обусловленность, которая выражается в различных представлениях о жизни, мы несем с собой из рождения в рождение.

Таким образом, наделенные различными телами с присущими им от природы качествами, живые существа вынуждены действовать так, как велит их затуманенное гунами сознание. В этом и есть причина многообразия счастья и страданий.

В чистом виде гуны материальной природы встречаются крайне редко. Обычно в каждом из нас можно обнаружить сферу влияния каждой из гун. Вопрос лишь в том, какая из гун будет присутствовать больше, а какая меньше.

Преобладание той или иной гуны в человеке


Но, даже находясь преимущественно под благостным влиянием, человек способен время от времени подвергаться воздействию силы страсти и невежества: например, работать исключительно ради денег, потерять контроль над чувствами,  разозлиться. Обретенные знания могут провоцировать к гордыне или чувству превосходства, а в сердце даже самого закоренелого убийцы может быть немного доброты или стремления к возвышенному…

Давайте рассмотрим, что представляет собой каждая гуна, и какими характерными признаками она наделяет людей.

Невежество (Тамас)

Гуна невежества - это разрушение и темнота. Вся деятельность обычно сопровождается гневом, насилием и скорбью. Для данной гуны характерны следующие особенности личности:

•    Человек ни с чем и ни с кем не считается и хочет жить для себя. Пусть всем будет плохо и только мне хорошо.
•    Всегда судит людей по внешнему виду
•    От него исходит неприятный запах: пота, алкоголя, кофе, сигарет
•    У него всегда виновны другие
•    Его речь грубая или используется мат
•    Основная жизнь у такого человека начинается вечером во время влияния гуны с 8 вечера до 4 утра
•    Всё счастье находится в прошлом и воспоминаниях о том, как было хорошо когда-то давно
•    Использование кличек, коверкание имен: Вован, Димон, братуха, братела, пацан и т.д
•    Наличие татуировок, пирсинга
•    Употребление мяса, рыбы, алкоголя, другой вредной пищи. Курение
•    Прослушивание музыки, стимулирующий вандализм, вызывающей тоску и подавляющей психику: тяжелый рок, рэп, шансон, матерные песни
•    Предпочтение грязной, рваной одежде. Одежде темных цветов с устрашающей символикой

Одежда в тама-гуне

•    Просмотр фильмов ужасов и фильмов с чрезмерным насилием, порнографии
•    Отсутствие желания обучаться. Часто наличие только среднего или неоконченного среднего образования

Гуна невежества отвечает за образования материальных элементов, а также за разрушение и энтропию. В ведической философии данную силу контролирует Шива

Влияние этой гуны на человека приводит к его деградации, беспомощности, ошибочному восприятию фактов и действительности. Жизнь в данной гуне представляет для человека один сплошной яд и опирается на четыре опоры:

1)    Внебрачный секс
2)    Мясоедение
3)    Употребление одурманивающих средств, алкоголя, табака, наркотиков и т.д.
4)    Азартные игры

фундамент невежества 4 основы тамаса

Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества человек погружается во тьму, делается сонным днем и активным ночью, в связи с чем любит отсыпаться и спит больше необходимого - по десять-двенадцать и более часов в сутки. В невежестве человек становиться ленивым, теряет чувство ответственности и постепенно утрачивает разум. Он становится жертвой иллюзии и вместе с этим теряет способность отличать хорошее от дурного.

При этом он отстаивает правоту своего образа жизни и ради этого даже готов применить физическую силу
или шантаж. Это происходит из-за перевернутого с ног на голову понимания причинно-следственных связей и полной неспособности осознать свои же действия как причину возникающих проблем.

В невежестве истина видится ложью, а ложь – истиной.  Таким образом, вместо развития человек деградирует и лишается способности понимать истинную природу вещей, постепенно впадая в безумие.

В своем безумии такие люди не желают понять природу духа. Когда им предлагают духовное знание, они не проявляют к нему никакого интереса. Такой человек всегда выглядит подавленным, угнетенным и злым, считающим себя лучше других.

Часто под влиянием гуны невежества люди принимают одурманивающие средства, алкоголь или никотин. Частая смена партнеров или однополые сексуальные отношения – такова реальность человека, находящегося под влиянием тамогуны.  Его кредо: «Пей, гуляй, веселись – жизнь одна».  

При этом, человека постоянно что-то раздражает и не устраивает, он подвержен депрессиям, апатии, двуличию, обману, ненависти, лицемерию и зависти.  

Вся его деятельность – это действия, приносящие беспокойство и вред себе и другим,  насилие, разрушение – в любых проявлениях.

Например, это может проявляться через желание покалечить свое тело (татуировками, пирсингом, различными проколами и шрамами), отравлять тело алкоголем, табаком, несвежей пищей, мясом или рыбой. Желание сделать другим больно, поддеть, обидеть, заставить нервничать или причинить физический вред другим людям и их имуществу. Все общение характеризуется грубой речью или матом, психологическим насилием, подавлением личности.


Работа в гуне невежества всегда связана с причинением вреда для живых существ, либо для окружающей среды. Примером подобной работы является работа на заводах, засоряющих воздух и реки; вредные производства ядов, алкоголя и табака; скотобойни, производство натуральных шуб и шапок; производство фильмов и передач, морально разлагающих общество или направленных на деградацию и обман населения; производство и реклама всего выше перечисленного. Любой бизнес, связанный с порабощением людей, где используется обогащение за счет других, будет протекать в русле невежества и рано или поздно принесет его руководителю соответствующие плоды.

По мере того, как в обществе начинает преобладать влияние гуны невежества, а влияние благости уменьшаться, первыми начинают это ощущать бедняки – общество забывает об их нуждах, об их здоровье, о дорогах, предметах первой необходимости для них.

И чем больше имеет «верхушка», тем шире становятся массы слабых и отверженных. Отсутствие должного ухода приводит к порче и разрушению инфраструктуры и самого общества, к деградации людей.

Ослабленная корыстными интересами культура либо падает под натиском чужеродной более низкой культуры извне, либо разрушается изнутри, либо происходит и то и другое одновременно. В результате – хаос и разрушение. Такова общая схема развития всех цивилизаций в невежестве. Если же тама-гуна захватывает сознание всех людей на Земле, то это приводит к гибели сразу всего человечества.



Дело в том, что в невежестве человек, как правило, не осознаёт последствий своих действий, а если и осознаёт, то самостоятельно изменить положение дел уже не может.

Признаками того, что целое государство находится под влиянием данной гуны являются:

1)    Насильственное уничтожение и устроение конкурентов с целью оставить за собой рынки и извлекать выгоду. Например, рейдерство. Скупка и разорение заводов, перспективных фирм и т.д.

2)    Эксплуатация рабочего класса при содействии правительства. Зарплата рабочих падает, а прибыль руководства увеличивается

3)    Политика «разделяй и властвуй» по отношению к простым людям  

4)    Неравноправие в торговле, когда интересы некоторых фирм защищают на правительственном уровне.

5)    Введение в религию и жизнь представления о том, что человек призван господствовать над природой, животными, рыбами и птицами.  

Отдельно нужно сказать о так называемом духовном росте и работе над собой, которая возникает в данной гуне.

Находясь под влиянием гуны невежества, человек может быть убежден, что работает над собой и совершенствуется духовно, но подобная работа обычно включает в себя использование элементов магии таких, как заго̀воры, привороты, наведение порчи, сглаза, ненависть к людям другой веры, совершение преступлений во имя Бога.

Сюда же относится углубленное изучение оккультных наук и различных посланий из тонкого мира весьма сомнительного содержания, прослушивание лекций псевдо-учителей, проповедующих духовных рост через удовольствия, секс, или самоистязания.

Поклонение духам и признакам, отмечание праздников связанных с нечистой силой (например, Хелоуин), поощрение сексуальной раскрепощённости, через  „тантрический“ секс, который якобы является движущей силой, ведущей к «просветлению», употребление наркотических средств для расширения сознания и т.п.

Но, такая деятельность, в конце концов, возвращается бумерангом и разрушает человека, приводя к полной духовной деградации или даже к смерти.  

Чуть лучше обстоит дело с гуной страсти.

Гуна страсти - это соперничество, активная деятельность ради получения личных результатов и денег, где главная цель - материальные блага и удовольствия.


Понимание счастья здесь такое: пусть будет хорошо у меня и моих близких и не важно, что происходит с другими людьми.

О счастье человек в данной гуне думает как о чем-то предстоящем в будущем. Сначала мне надо многое сделать:  заработать денег, купить дом и т.д. а уж затем придет счастье.

Людям, погруженным в данную гуну, присущи следующие свойства:
•    Беспокойность, возбуждение, борьба, неудовлетворенность даже при достижении желаемого. Гордыня, зависть, высокомерие, наплевательское отношение к другим людям.
•    Использование всего для своей выгоды (людей и обстоятельства. Специально изучают как лучше это делать, проходят курсы НЛП, курсы успешных менеджеров и им подобные)
•    Судят о человеке по внешнему виду и дорогим аксессуарам
•    Использование большого количества парфюма. Исходит резкий аромат духов или одеколона
•    Обвинение в своих несчастьях других людей, жизнь или обстоятельства.
•    Использование в речи множество научных слов, терминов, изысканных выражений, неологизмов, чтобы выделиться среди других.
•    Игнорирование собеседника.
•    Наибольшая активность во время влияния гуны с 12 дня до 8 вечера
•    Прослушивание музыки, вызывающей чувственность и сентиментальность. В том числе, поп музыки, рок, романтической музыки.
•    Просмотр молодёжных комедий, сериалов, детективов.
•    Склонность носить пеструю, модную, выделяющуюся одежду. При этом, часто подобранную без вкуса.


•    Стремление получить самое престижное обучение, золотую медаль, красный диплом. Быть лучшим среди всех в учебе
•    Наличие зависимостей (от людей, работы, вещей, узких представлениях о мире)

Гуна страсти дает энергию для движения в мироздании. Она отвечает за создание чего-либо. В ведической философии проводником данной гуны является Брахма

В данный момент вся наша планета находится в данной гуне и поэтому всё в мире в той или иной степени находится под её влиянием.

Для живого существа жизнь в данной гуне представляет из себя сначала нектар (получение удовольствий), а затем яд -  тяжкие последствия своего неправильного мировосприятия и поведения

Погружаясь в  Гуну страсти, человек становится рабом своих бесконечных желаний, проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.

Основой гуны является взаимное влечение мужчин и женщин. И когда  влияние страсти возрастает у человека, развивается жажда материальных наслаждений.

У него появляется желание удовлетворять свои чувства, и ради удовлетворения этих чувств человек в гуне страсти жаждет всеобщего признания, мечтает о хорошей жене или хорошем муже, послушных детях, собственном красивом доме и счастливой семейной жизни. Но, чтобы исполнить эти желания, приходится работать не покладая рук, брать ипотеку, кредиты, влезать в долги.

Подобную жизнь можно разделить на пять периодов. Это:
1.    Увлеченность. Все нравится, видится куча перспектив, выстраиваются планы на будущее и т.д.
2.    Усердная работа, чтобы реализовать мечты и планы

Современное рабство выглядит так

3.    Усталость
4.    Психический или физический надлом
5.    Деградация и потеря себя

Чем больше сил тратится на получение желаемого и чем сильнее влияние алчности, тем сильнее становится чувство привязанности к плодам своего труда, которое еще больше связывает человека узами материальной корыстной деятельности и усиливает влияние гуны.

Человек привязан к материальным вещам


Даже современная цивилизация считается прогрессивной только потому, что критерием прогресса служит степень влияния гуны страсти. Ведь, чтобы обеспечить себя, жену, детей и поддержать свой престиж или даже просто оплачивать жилье и покупать еду человек должен работать.

При этом, главная цель нашего появления в материальном мире - саморазвитие отходит на второй план или забывается вовсе.

Все время, отведенное нам на самоосознание себя как души,  уходит на улучшение материальных потребностей тела и, таким образом, мы расплачиваемся за заработок денег нашим временем, которое стоит гораздо дороже любой валюты мира.  

Гуна страсти должна присутствовать в нашей жизни, чтобы мы могли создавать что-то, работать, строить дома и города, но ее не должно быть слишком много и тем более нельзя полностью быть поглощённым ею.

Если она начинает преобладать над остальными гунами, то человек  никогда не удовлетворяется достигнутым, он всегда хочет большего, и желаниям его нет конца.  

Из-за множества материальных желаний и жажды наслаждений люди, целиком погруженные в гуну страсти, характеризуются беспокойством, чрезмерным эгоизмом, перепадами настроения, нехваткой времени, плохим здоровьем и головными болями, жадностью, злостью,  нечистыми мыслями, хитростью и множеством проблем в жизни, что, в итоге, вызывает разочарование, вводит человека в депрессию, и, рано или поздно, целиком переносит разум в гуну невежества.

В Бхагавад-Гите сказано: «Вожделение, всепожирающий, греховный враг этого мира. Оно рождается от соприкосновения с гуной страсти, а затем превращается в гнев. Чистое сознание живого существа, изначально обладающего совершенным знанием, оказывается во власти его вечного врага – вожделения, ненасытного и пылающего, подобно огню. Оплотом вожделения являются чувства, ум и разум. С их помощью вожделение покрывает истинное знание живого существа и повергает его в иллюзию». (Б.-г., 3.36-37, 39-40).

«Созерцая объекты чувств, приносящие наслаждения чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности возникает вожделение, а из вожделения рождается гнев." (Б.Г. 2.62.)

Оскверненный вожделением разум постоянно строит планы, как обрести желаемое. Ум все время вспоминает ощущения, вызванные соприкосновением чувств с их объектами. Сами же чувства требуют постоянного возбуждения. Чувства, ум и разум привязываются и обуславливаются определенным впечатлением, которое формирует соответствующие представления о жизни, когда желания и средства их выполнения становятся самим смыслом нашего существования,  когда любые средства хороши, лишь бы достичь цели.

Так, нормальный человек, погрузившись в гуну страсти, становится рабом вожделения и начинает допускать и даже принимать как норму греховные и противозаконные действия.

Гуна страсти сосредоточена в городах и людных местах, таких как: рынки, вокзалы, аэропорты, развлекательные заведения, места соревнований, кинотеатры, крупные фирмы.

Под тотальным воздействием гуны страсти обычно находятся разного рода фанаты, карьеристы, революционеры, религиозные фанатики, политики, бизнесмены и спортсмены. Интернет-зависимые люди, проводящие свое время на форумах или соцсетях в ожидании, что кто-то поставит очередной «лайк» им на фото, а если этого не случается, то выкладывают фото с просьбой этот «лайк» поставить и порой это доходит до наваждения

Ставить лайки на больных детей не этично

В связи с тем, что у людей в гуне страсти постоянно не хватает времени - их пища, чаще всего приготавливается и употребляется наспех, а продукты подбираются таким образом, что приносят больше вреда здоровью и духовному развитию, чем пользы.

Продукты обычно имеют чрезмерно выраженный вкус или запах, слишком острые, горькие, соленые блюда, пища слишком сухая или горячая.

Ввиду растущего эгоизма, общение у людей в гуне страсти ведется только на темы, которые им интересны.

В крайних проявлениях гуны они могут, не дослушав вас, просто развернуться и уйти, не отвечать на звонки, смс и письма только потому, что им просто не интересна тема, практически никогда не благодарят за ваши труды, которые вы делаете ради них, а если и делают это, то только чтобы не уронить свой престиж и чтобы их не посчитали невоспитанными.  

Для страсти характерны споры, попытки доказать, переубедить, переделать другого человека – и это все с давлением, навязыванием, хитростью и задними мыслями. При этом интересы собеседника рассматриваются в самую последнюю очередь.

В экономических отношениях эта гуна характеризуется конкуренцией, при которой победитель устанавливает свое превосходство над проигравшим.

Благостные поступки и благотворительность совершается с обязательным объявлением о своем поступке. Например, это публичные объявления о помощи другим с публикацией фото на сайтах или газетах, установка на храмах табличек, что храм построен на деньги того-то, детская площадки установлена на деньги депутата такого-то и т.д.

Работа над собой в страсти всегда направлена на получение различных материальных благ, которые могли бы возвысить данного человека над другими. Поэтому люди в гуне страсти чаще всего интересуются астральными путешествиями, изменением состояния сознания, привлечением удачи и денег через различные методы визуализации, вызыванием духов и получением диктовок из тонкого мира, сомнительными духовными практиками и т.д. При этом человек не учитывает, что за всё полученное придется расплачиваться теми или иными страданиями.

Если наблюдать со стороны, то получается, что человек поступает греховно даже против своей воли, как будто его к этому кто-то принуждает. 

Бхактиведанта Свами говорил про это следующее:
«Человек - это дух. Он не имеет ничего общего с материальным миром, но хочет его. Точнее, хочет наслаждаться, чувствовать себя хозяином. Он слуга... Иногда слуги думают: «Почему я слуга? Почему не хозяин?». Это естественно. Но естественное его положение – быть подчиненным, слугой. Если он останется слугой Бога, то он всегда будет счастлив. Но он хочет стать господином, а в духовном мире это невозможно, поскольку в духовном мире только один господин... Поэтому ему дают шанс: «Ладно, иди в материальный мир и будь господином». Но это падение! Воплощаясь в теле, человек борется за существование, и каждый пытается стать господином

Под влиянием гун невежества и страсти люди не способны видеть единство жизни! Они не считают себя просто частью всех других существх, которые обитают на Земле, а утверждают свое бесспорное преимущество над другими существами, считая их более низшими, бездушными созданиями Они полностью уверены, что Бог только людей наделил душой. а остальные живые существа и природа воспринимается только как объекты для использования.

Истинное знание, позволяющее человеку, несмотря на разнообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, может проявиться только в гуне благости.



Саттва гуна - это чистота и просветление.

Жизнь в благости предполагает счастье само по себе. Человек обладает внутренним счастьем (независимо от обстоятельств, действует согласно своему предназначению и желает счастья всем живым существам. К сожалению, чистой благости (без примесей других гун) в нашем материальном мире не существует. 100% благости - это надматериальный уровень, уровень святого человека. В обычной же духовной практике благость всегда на какую-то часть осквернена низшими гунами.

Для чистой Гуны благости можно выделить некоторые свойства, которые обязательно будут присутствовать в том или ином соотношении у благостного человека, находящегося в материальном мире - это:  Умиротворение, духовность, просветление, спокойствие, невозмутимость, тяга к знаниям, единение с природой, уважение других людей и, вообще, всех живых существ.

Люди, с преобладающей гуной благости также будут характерны следующим:
•    Человек оценивает других людей по качеству характера
•    Эти люди почти не пахнут
•    В несчастьях человек считает виновным только себя
•    Речь в благости простая и деликатная
•    Такие люди всегда рано встают. Жизнь начинается утром - во время влияния гуны - с 4 утра до 12 дня
•    Счастье - это естественное состояние души
•    Прослушивание успокаивающей и возвышающей сознание музыки
•    Просмотр духовных, научно-познавательных фильмов
•    Простая одежда, подобранная со вкусом. Светлые тона или плавные переходы из одного цвета в другой
Одежда в гуне благости

•    Обучение достаточное, чтобы работать в выбранной области. Самый обычный диплом, т.к. нет желания изучать не интересующие предметы и поэтому человек часто получает более низкие оценки за предметы, которые ему не интересны
•    Независимость



Гуна благости – дает знания, создает структуру и отвечает за поддержание существования мира. В ведической философии проводником данной гуны является Вишну

Гуна благости просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий прошлых грехов.

Она характеризуется спокойствием, счастьем, пониманием, любовью, трезвостью мышления, духовностью, разумностью, положительными эмоциями, здоровьем.

В гуне благости нет негативных эмоций и переживаний, а пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к чистому образу жизни, к знанию, которое не способны получить люди, находящиеся под влиянием гун страсти и невежества. Такой человек аскетичен, всегда довольствуется малым, никуда не спешит, принимает вегетарианскую пищу, не переедает.  

Его счастье заключается в служении с энтузиазмом или сильным интересом во благо других людей и обществу в целом при отсутствии привязанности к результатам деятельности, без ожиданий и беспокойства, без эгоизма, гордыни, конкуренции.

Ценности у каждого свои

В культуре благости каждому человеку выделено определенное место в отношениях с другими и оно определяется тем, что этот человек может сделать для других. Ценность производимых продуктов определяется полезностью для удовлетворения жизненных нужд, а не прибылью, которые они бы могли принести.

Мир саттва-гуны – это мир, где в центре стоит личность, центральной особенностью которой является исполнение долга перед другим членами общества.
Нужно делиться добром


Возможно, с точки зрения современной культуры, описанные обязанности и долг могут восприниматься как ограничение «свободы», но это не так. Просто наша культура устроена так, что человек не имеет никаких личных обязанностей ни перед кем, кроме себя самого и членов семьи. Обязанности по работе, как правило, не направлены на прямое благо какого-то конкретного человека, а даже, если  направлены, то, не выходят за пределы конкретного времени и места.

Такие ограничения обязанностей дают нам относительное впечатление свободы от тягостной необходимости думать о нуждах других и позволяют распоряжаться собственным временем по собственному усмотрению. Но, если мы свободны от обязанностей по отношению к другим, то и другие не имеют никаких обязанностей по отношению к нам. В лучшем случае, это приводит к тому, что каждый из нас в этом жестоком мире заботится лишь о себе. В худшем – когда все настроены против всех и весь мир превращается в изнурительную одинокую борьбу за существование.

В гуне благости у человека или общества начинает появляться иное понимание единой картины мира, становятся видны взаимосвязи собственной деятельности и ее результатов, что приводит к более глубокому самопознанию и совершенно иному пониманию свободы, где каждый старается для другого человека и, тем самым, сам обретает полную свободу и защищенность.

Общение с человеком, находящимся под преимущественным влиянием благости, всегда приятно и позитивно. Он с радостью помогает другим разобраться в сложных вопросах и ситуациях, а его позитивные эмоции заряжают собеседника.
Такой человек никогда не станет унижать, оскорблять, осуждать, ставить в неловкое положение, и не будет пытаться показать себя лучше и умнее других. Люди в благости всегда спокойны т.к. понимают всю абсурдность окружающей действительности и относиться к ней терпимо и без осуждения, с улыбкой, без смеха и критики.

Издревле в Индии было запрещено платить брахманам. Людям всецело поглощённым данной гуной, вообще запрещено платить зарплату, иначе они утрачивают взаимоотношения с теми, кого они учат. На пропитание они зарабатывают благодаря поддержке их людьми по доброй воле, живут на пожертвования. В нашей стране таким примером являются служители церкви, монахи.

Гуна благости больше всего проявлена в нетронутых человеком местах (реки, горы, леса, поля), а также в Божественных местах – храмах, церквях, монастырях, местах поклонения и паломничества.

Гуна благости имеет под собой 4 опоры:
1.    Милосердие ко всем живым существам (Библейская заповедь «Не убий»)
2.    Чистота внешняя и внутренняя (отказ от всех видов интоксикаций)
3.    Контроль чувств (подразумевает под собой аскетизм, ограничение половой жизни) (Библейская заповедь  «Не прелюбодействуй»)
4.    Принцип правдивости (гуна разрушается от лжи, азарта, неправильных научных и лженаучных теорий и т.д) (Библейская заповедь  «Не укради», «не лжесвидетельствуй»)
Если человек ведет жизнь согласно данным четырем принципам, несчастья не преследуют его так, как всех остальных.

Он чувствует, что продвигается в материальном знании, и ощущает себя счастливым.

Кроме четырех принципов благости, существуют десять проводников благости, следуя которым можно регулировать свою деятельность и окружающую среду, чтобы ограничить в своей жизни низшие гуны материальной природы и развить высшие. Это следующие проводники:
•    Источники информации и знание
•    Вода и еда
•    Общение с другими людьми
•    Места, где мы бываем
•    Режим дня
•    Наша деятельность
•    Наше происхождение
•    Медитации
•    Мантры и молитвы
•    Очистительные ритуалы и обряды

Visit this page on YouTube.

Youtube видео "mcSo7_qCJ38".

Усиливая посредством этих проводников влияние на себя гуны благости, человек обретает способность осознать суть любой религии и пробудить в себе истинное духовное знание.

Если человек живет в бескультурной среде, то он, конечно, может развиваться духовно, но это будет намного труднее и именно гуна благости является последней ступенью для окончательного выхода из цикла реинкарнаций. Поэтому, так или иначе, духовно развивающийся человек обязательно проходит последовательно все гуны материального мира, чтобы воспользоваться гуной благости, как трамплином для окончательного перехода в духовный мир.

Тем не менее, зачастую именно гуна благости может стать последней и, возможно, самой опасной ловушкой для души.  

Этой ловушкой является чувство удовлетворенности и счастья, что вы всего достигли, и душа уже вышла из -под влияния гун страсти и невежества. Человека окутывает чувство завершенности и покоя.  Такие люди достигают относительного благополучия и испытывают материальное счастье. Им кажется, что они всецело счастливы и полны духовности.  Возможно даже появление экстрасенсорных способностей.

Ощущение счастья связывает человека гуной благости и привязывает к деятельности в гуне благости, и, пока эта привязанность существует, люди будут вынуждены менять тела, оставаясь во власти Саттвы.  Уж больно много материального блага и спокойствия предлагает эта благость.

Таким образом, даже постоянное пребывание в Саттва-гуне все равно лишает человека возможности получить освобождение и вернуться в духовный мир, т.к. обуславливает его благостью.

Снова и снова рождаясь и даже находясь в гуне благости, такой человек обрекает себя на череду страданий, которые всегда приносят рождение и смерть. Но, введенный в заблуждение материальной энергией, он, несмотря ни на что, считает себя счастливым.

Существует множество чистых личностей, обладающих возвышенными нравственными качествами, знаниями и мудростью, которые вместе с тем не в состоянии понять трансцендентную природу чистой любви к Богу.  Так на нас действует материальная природа.

Заблуждение человека состоит в том, что он даже в гуне благости думает о своем материальном теле: это «я», и всё связанное с материальным телом, считает «своим». Появляется ложная концепция «я и моё» которая тянется за ним из жизни в жизнь, но это всего лишь сон.

Так продолжается пока живое существо не осознает свою истинную трансцендентную природу, до тех пор весь мир для него является тюрьмой, в которой душа не может найти постоянного и безграничного счастья, а, с точки зрения «заключенного», разница между тем, под какой гуной вы находитесь, не велика. Живое существо всё равно остается в тюрьме, несмотря на некоторые привилегии, которые дает гуна благости.

Но, кто исполнен решимости, находясь в благости, может преодолеть её влияние, и, тем самым достичь чистой «благости» - состояния бытия, которое выводит человека из-по власти гун и из-под власти кармы.

Только в этом трансцендентном состоянии душа становится способной постичь науку о Боге. Такой человек перестанет испытывать страдания и беспокойства,  жизнь становится совершенной, а после смерти он выходит из цикла реинкарнаций и переходит на следующую ступень развития души в духовном мире.

В ведической литературе приводится следующее описание человека, вышедшего за пределы гун:
«Верховный Господь сказал: О сын Панду, про того, в ком просветление, привязанность и иллюзия не вызывают ненависти, когда они проявляются, и кто не сокрушается, когда они уходят; кто всегда безучастен и трансцендентен, какое бы влияние ни оказывали на него гуны, ибо знает, что все действия совершают материальные гуны; кто всегда погружен в себя и одинаково относится к счастью и горю; кто не видит разницы между горстью земли, камнем и слитком золота; кто одинаково встречает желанное и нежеланное; кто остается непоколебимым, одинаково принимая осуждение и похвалы, бесчестье и почет; кто одинаково относится к друзьям и врагам; кто отрекся от всей материальной деятельности, — про такого человека говорят, что он поднялся над гунами материальной природы.»
Бхагавад-гита Глава 14. Текст 22-25

Так как же преодолеть влияние трёх гун природы?

в “Шримад-Бхагаватам” (11.25.32) даётся такой ответ: “О любезный, из-за того что душа по ошибке принимает тело за саму себя, она попадает под влияние гун и кармы и странствует по вселенной, рождаясь в самых разных телах. Те же, на кого повлияло общение с людьми преданными Богу начинают заниматься бхакти-йогой. Это помогает им одолеть воздействие гун, проявленных в уме как ложное эго, когда тело принимают за своё “я”, и они развивают неуклонную преданность Богу. Так человек обретает возможность служить Богу в Его обители”.

Шримад-Бхагаватам 11.13.1:
«Три гуны, а именно благость, страсть и невежество, связаны с материальным разумом, а не с вечной душой. Развивая в себе качества, присущие материальной благости можно преодолеть влияние гун страсти и невежества, а, развивая в себе качества, присущие запредельной благости,  можно избавиться даже от влияния материальной благости»

Так, как можно добиться подобного?

Для начала необходимо понять, что для выхода из-под власти гун необходимо пройти необходимые уроки в каждой из гун. Человек в течении своих реинкарнаций должен оказаться во власти каждой из гун и найти способ перехода из гуны невежества в гуну страсти, а затем из гуны страсти в гуну благости, после чего отказаться даже от гуны благости и стать «вне гун».  И этот процесс может быть очень длительным (длинной во множество жизней) и весьма болезненным, особенно, если вы успели накопить отрицательную карму.

Освобождение от гун происходит постепенно. И, чтобы это произошло необходимо развивать в себе качества, присущие только гуне благости, и полностью исключить из жизни влияние других гун. Чтобы лучше контролировать этот процесс,  рекомендуется использовать так называемый «дневник благости», отмечая в нем вашу деятельность в течении дня,  относящуюся к той или иной гуне; тем самым, вы будете отслеживать все свой действия и не допускать негативных поступков.

Постепенно вы начнете менять себя и свою природу. Но имейте в виду, что, если мы хотим изменить свою природу, то обязательно столкнемся с тем, что наша природа будет противоречить, мешать и всячески бунтовать.

На этом этапе вас могут одолевать различные болезни, лень, нежелание продолжать духовное развитие, ссоры,  провоцирующие на гнев ситуации и серьезные проблемы в семье. Дело в том, что в благости вы начинаете быстрее проходить свои жизненные уроки, время ускоряется и вместе с ним сокращается интервал между кармической отработкой определенных ситуаций. Через скандалы и неприятности должен будет выйти весь негатив.

Одновременно с заполнением «дневника благости», чтением молитв или мантр начните практиковать преданное служение Богу, частичка которого пребывает во всех существах.

Данное служение называется на санскрите Бха̀кти-Йогой. Здесь не важно, в какую веру вы обращены – преданное служение Богу, как и все описанное выше, справедливо и успешно работает в любой религии, в любой вере, потому что бхакти – это естественное чувство любви и преданности.

Направленность бхакти может быть разной. Кто-то испытывает необходимость поклоняться определенной форме божества, а у кого-то бхакти проявляется как восторг перед безграничностью Вселенной. Здесь само чувство значительно важнее, чем те образы и мыслеформы, которые его раскрывают. Служение Бхакти-Йоги происходит также через увеличение добродетели, совершение полезной деятельности для общества (благотворительность и прочее), вдохновении других людей на благостные поступки.

Тот, кто практикует этот метод, в скором времени начинает видеть ясные критерии того, правильно он развивается в духовной жизни или нет. Начальным результатом правильного развития должно быть исчезновение у практикующего признаков невежества и страсти. Это, прежде всего отказ от мясной пищи, курения, алкоголя в любых дозах, ненависти и проявление спокойствия и невозмутимости, выстраивание правильного режима дня.



Практикуя Бхакти-Йогу необходимо полностью очистить свой разум, ведь гуны материального мира связаны, прежде всего, именно с разумом. Это можно сделать регулярно медитируя на кончик носа или на область сердца, а также с помощью молитвы святым людям. При этом ни одна мысль не должна поступать в голову. Если мысль, все -таки, появляется, то прогоните её, чтобы вам не советовал «внутренний голос». Этот вид медитации можно делать дома, на работе и даже в общественном транспорте. Просто забудьте про ваши мысли, какие бы идеи не посещали ваш разум.  

Чтобы обрести истинную веру, Веды говорят, о жизненно важной необходимости общаться с людьми, уже обладающими верой, людьми, давно идущими по духовному пути. Такое общение пробуждает решимость двигаться к освобождению от гун.  Помогает черпать вдохновение, веру и силы.
Общаясь со подобными людьми и систематически самостоятельно обучаясь духовной науке каждый получает реальную возможность изменить свою жизнь и её результат. Без подобного общения вы рискуете снова вернуться к прошлой жизни, к гунам страсти и невежества. Снова поддаться окружению тех, кто не желает меняться.



Нам же необходимо победить стихии страсти и невежества, занимаясь лишь тем, что лежит в гуне благости. А затем победить «гуну благости» и, стать безразличным ко всем стихиям. Так с умиротворенным умом,  душа, свободная от стихий природы, оставляет саму причину своей обусловленной жизни и входит в сонастройку с Богом. Становиться его СоТворцом!

Освобождение от гун вовсе не означает, что мы все время будем находиться в состоянии восхищения, испытывать необычайную вселенскую любовь или тут же станем обладателями каких-нибудь мистических сил.
Это означает, что мы перестаем отождествлять себя с гунами, что наше сознание радикально изменяет восприятие действительности, при котором человек вдруг начинает ощущать себя вне времени! Вне прошлого и будущего. Вне кармы.

Наша обусловленность, наши радости и страдания в материальном мире в каком-то смысле ложны, подобно страданиям, которые мы переживаем во сне. Стоит проснуться, выйти из-под влияния гун и все ночные кошмары уходят. И это главное, что должен сделать человек. Именно для этого мы рождаемся и умираем, порой, так и не постигнув нашего предназначения.

На самом деле, только находясь в теле человека, душа имеет возможность пробудиться от материального сна и осознать свою трансцендентную, духовную природу.  Именно это и является высочайшим предназначением человеческой жизни.

В нашем мире действительно можно быть счастливым!

Но, чтобы быть таковым нужно хорошо понимать, где мы находимся, и какие законы существуют в этом месте. Поэтому знание о гунах материальной природы и их действии на нас является самым возвышенным знанием, высшей мудростью,  познав которую человек достигает высшей ступени духовного совершенства.


 

Выражаю огромную благодарность тем, кто помогал в работе с данной статьей:

Консультанты по ведическим текстам:
1. Параматма. (Павел Шабашов)
2. Анадирам. (Андрей Воронин)
3. Абхиманью Даса. (Никоненко Артём)

Редакторы:
4. Сазонова Ирина
5. Постникова Ирина


Буду очень признателен вашим комментариям по улучшению данной статьи!

12345678910
10 рейтинг 1 голосов

комментариев: три

Алекс

Все сложно и просто одновременно.Когда в населении проснутся ЧЕЛОВЕКИ,социальные паразиты рассыпятся в прах.

Алекс - 22-12-’15 15:36
Реальный мир

- Почему у тебя унылый вид? – А-а… стыдно признаться… мочусь во сне. – Сходи к психотерапевту, он тебя легко вылечит.
Через месяц: – Ну, у тебя совсем другой вид, держу пари, что он тебя вылечил. – Не, не вылечил, но теперь мне всё равно.

Реальный мир - 13-05-’16 11:46
Татьяна

БлагоДарю создателей сайта! Замечательная статья, подробное и доступное объяснение!

Татьяна - 15-10-’16 07:34


(необязательное поле)
(необязательное поле)
С учетом постоянного наплыва спама, приходиться защищать комментарии от автоматической отправки. Пожалуйста напишите число, которое получается в результате сложения.
Запомнить личные данные ?
Внимание: Все html теги за исключением <b> and <i> будут автоматически удалены из комментария.
 

Об авторе

Афоризм:

Ты, работа, нас не бойся, мы тебя не тронем

Последний комментарий:

При (Мастер Йода из ме…): Привет
Гудини (Принцип подобия в…): Слишком много всего слишком глубоко. Все гораздо проще и перед вами вы видите истину везде во круг. С…

Поиск


Резная икона Сазонова Олега



ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.

Записки мимоходом Персональный сайт Анатолия Беляева (Mr.ALB)